РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ 2020 ГОДА

Боевой путь ветерана
Творческое задание

Звягин Александр Степанович

Дата рождения: 1924-05-15
Место рождения: дер. Ульяновка Куюргазинского района
Род войск: Бронетанковые и механизированные войска
Воинская специальность: гв. ст. сержант
Наименование подразделения: 3 гв. мсбр 4 гв. тк
Информация о ветеране по данным на 02.09.1945: Продолжил службу
Боевой путь: Великая Отечественная война... Эти слова священны для каждого русского человека. Чем дальше уходят в прошлое события той войны, тем дороже становятся воспоминания, документы и свидетельства о ней. Война - противное человеческому разуму событие. Боль, тоску, горечь и одиночество принесла она людям... Ничто в этом мире не проходит бесследно... Даже через много лет война рисует в памяти людей страшные картины: голод, разруху, смерть, потери. Была смерть не просто абстрактного человека, а брата, мужа, отца, сына. Жестокость и насилие противопоставлено огромной любви к своей стране. Наш народ боролся за свободу. И огромное желание победить, не щадя своих жизней, здоровья, спасло нашу Родину. У всех была одна цель - победить фашистов. Общая беда - разрушительная война. Мы не должны забывать о том времени, чтобы не повторить ошибки истории. Должны сохранять мир и не отступать от намеченной цели. Вечная память, погибшим и оставшимся в живых героям, но не дожившим до наших дней! Проблема фальсификации истории, борьба с этим явлением и защита подлинных героев является нашим святым долгом. Важно знать правду, знакомиться с историями своих предков. Особенно сейчас, когда западный мир всё чаще занимается подменой понятий и фактов о Великой Отечественной войне. Моя работа посвящена прадеду, гвардии старшему сержанту, ветерану, простому герою Великой Отечественной войны - Звягину Александру Степановичу. Описание боевого пути прадеда я начал с изучения семейного архива - его автобиографий, написанных в 1973 и в 1998 гг. Мне было интересно читать то, что написал сам прадед. Это послужило началом исследования боевого пути Звягина А.С. и аналитической работы с сайтами Министерства Обороны. Звягин Александр Степанович родился 15 мая 1924 года в деревне Ульяновка Куюргазинского района Башкирской АССР. Окончил 7 классов в 1939 г. в д. Веровка Федоровского района. Когда грянула война, прадеду исполнилось 17 лет. В августе 1942г. призван в ряды Советской Армии и зачислен в Рижское пехотное училище. Окончив его в 1943 году, в звании старшего сержанта был отправлен на фронт. Первое боевое крещение принял под Воронежем, тут же был ранен. После выписки вернулся обратно на фронт и в 1943 году был переведён в гвардейскую часть. Затем попал в 4-й танковый корпус в 3-ю стрелковую бригаду. С боями прошёл территории Украинской ССР, Польши, Германии и, дойдя до столицы Чехословакии - Праги, демобилизовался. В 1945г. 7-го ноября он участвовал в московском параде на Красной площади. За всю войну трижды был ранен. Бабушка рассказывала, что у него в ногах до конца жизни оставались осколки, и поэтому последние годы он, прихрамывая, всегда ходил с палочкой. Прадед имел правительственные награды: Ордена Красной звезды, Отечественной войны I и II степени, Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» и др. В послевоенной жизни до ухода на пенсию он работал связистом-электромехаником. Получил много поощрений, почётных грамот, медаль за доблестный труд, также был награждён значком Отличника связи Союза ССР. Более 25-ти лет избирался народным заседателем, был председателем товарищеского суда и членом городского Совета ветеранов, участником хора ветеранов войны и труда. Постоянно вёл работу по усилению военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Боевой путь гвардии старшего сержанта А.С.Звягина начался в 18 лет с Рижского пехотного училища. Меня заинтересовала история этого училища. Как Рижское училище могло оказаться в башкирском городе Стерлитамак? Оказалось, что сформированное в сентябре 1940 года Рижское военное пехотное училище не смогло начать подготовку военных кадров. Помешала Великая Отечественная война. С 22 по 29 июня курсанты и преподаватели училища приняли участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Но кадры для будущих схваток с врагом стране были нужны. С 13 июля 1941 года местом для Рижского военного пехотного училища и стал Стерлитамак. Прибывших из Риги курсантов оказалось чуть меньше ста. Через месяц они были выпущены из училища лейтенантами, в основном попав в состав 201-й Латвийской и 361-ой стрелковых дивизий. Второй выпуск состоялся в феврале 1942 года. Выпуск был досрочным в звании сержантов. Следующий выпуск был в декабре 1942 года в звании младших лейтенантов, но около половины этого набора были ещё летом досрочно сержантами отправлены под Сталинград. Всего в период с сентября 1941 года по январь 1945 года было произведено 19 выпусков офицеров (3932 человек). Ознакомившись с историей Рижского пехотного училища, я делаю вывод, что прадед окончил его во втором выпуске, так как звания сержантов начали присваиваться только с этого выпуска. При обращении в Военный Комиссариат г. Мелеуз я узнал, что по окончании училища прадедушка попадает в 68-й стрелковый полк командиром отделения ПТР (противотанковых ружей). 68-я гвардейская стрелковая Проскуровская Краснознамённая дивизия - соединение РККА, принимавшее участие в Великой Отечественной войне в составе 1-й гвардейской армии. Первое боевое крещение прадед принял под Воронежем. Зимой 1942-1943 гг. на территории Воронежской области советским командованием были блестяще проведены операции: Острогожско-Россошанская(12.01–27.01.1943 г.), Воронежско-Касторненская (24.01–2.02.1943 г.). За полтора месяца Воронежская область была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. Причем эти операции обошлись советским войскам меньшими потерями по сравнению с другими операциями той войны. Особенно интересно и волнующе было читать именно про те дни сражений его части. Я как будто услышал, как он разговаривает со мной, его живую речь, сопоставил факты из того, что я уже узнал из других источников. Вот, что мне рассказала бабушка, с его слов: «Однажды попали под миномётный обстрел, ранило меня в ногу. Помогли мне два солдата добраться до полевого госпиталя. Что я там увидел - никогда не забуду. Грязи-то и в окопах предостаточно было, а тут ещё и стоны, крики беспрерывные, кровь, ноги-руки, отрезанные в белых вёдрах... Сделали мне операцию, да и отправили в военный госпиталь. Зажила болячка - опять на фронт. В пути познакомился с Иваном Краснореченко из Кантемировской дивизии. Приглянулся я ему что ли, не знаю, а только говорит он мне, мол, сортировать, когда будут, по прибытии на станцию, просись артиллерийским мастером. Я говорю: «Да что ты, я ведь в глаза пушку не видал, как стрелять буду?!» Он отвечает: «Ничего, научишься, не ты первый, не ты последний». И научился. На учениях мишень на кусочки разорвало. Испугался! А снаряд, оказывается, осколочный вставили, я и не знал. Как привёл меня Иван в Кантемировскую, так и остался там. Люди хорошие, по нраву пришлись. Вывезли нас на фронт. Приставили меня к орудию подносчиком снарядов. Две недели прошло - убили наводчика. Занял его место. Следом и командира расчёта не стало. Что поделаешь - назначили меня орудием командовать. Так и дослужил в этой должности до конца войны». В 1943г., прадед в составе расчета семидесяти шести миллиметровой пушки воевал уже на I-ом Украинском фронте. Артиллерийский расчет 76-мм дивизионной пушки включал 7 чел. - командир и шесть орудийных номеров, каждый из которых отвечал за конкретные действия у орудия в бою, при его развертывании к бою и свертывании после боя, на марше и при техническом обслуживании. Вместе с тем, каждый из них мог заменить выбывшего из строя товарища. Командир орудия - старший сержант, руководил боем орудия и расчетом, следил за полем боя, давал и передавал команды орудийному расчету, указывал на цель, вычислял поправки, прицел, угол наведения, определял тип, вид боеприпаса, осуществлял общее руководство действиями расчета. Первый номер - наводчик орудия - младший сержант; используя поворотный и подъемный механизмы орудия, наводил орудие. Второй орудийный номер - замковый; его основная обязанность - закрывать орудийный затвор (замок) после разряжения и открывать его после выстрела. Третий орудийный номер - заряжающий; его основная задача состояла в том, чтобы зарядить орудие соответствующим типом боеприпаса. Четвертый орудийный номер - установщик; его основная обязанность - подавать снаряды заряжающему. Пятый и шестой орудийные номера - ящичный (снарядный); их основная задача готовить указанные командиром снаряды. По указанию наводчика разворачивали орудие в сторону цели с помощью станин. При выстреле они удерживали станины собственным весом, тем самым сохраняя орудие в устойчивом положении. Из наградных листов к ордену и медалям я узнал, что прадед был замковым, наводчиком и командиром орудия, и теперь я имею представление, что входило в его боевые обязанности. В нашем семейном архиве сохранилась публикация газеты «Путь Октября» от 29.04.1995 года, где записаны воспоминания самого прадедушки. Из них я узнал, что в октябре 1943 года он участвовал в форсировании Днепра, на Букринском плацдарме. Они шли на помощь тем, кто ещё раньше захватил плацдарм. На берегу на них танки идут, но был приказ: «Задержать немцев, во что бы то ни стало». Расставили свои пушки и открыли огонь. Два взвода живой силы были уничтожены, самоходка подбита. В том бою прадед был ранен во вторую здоровую ногу и отправлен в госпиталь. Чтобы не отстать от своих, прадед, не до конца вылечившийся, упросил приехавших кантемировцев взять его с собой. Так он догнал свою батарею, получил благодарность от подполковника Леонова и продолжил свой боевой путь уже с новым расчётом. На сайте Министерства обороны «Память народа 1941-1945» я ознакомился с наградными листами к ордену и медалям прадеда, приказами о награждении, увидел его боевой путь на карте. Приказом № 11/н от 25.05.1944 г. частям 3 гв. мотострелковой Ямпольской Краснознамённой бригады Звягин А.С. был награждён медалью «За боевые заслуги». На наградном листе к этой медали так описывается подвиг прадедушки: «Тов. Звягин А.С. работает замковым 1-й бат. Артдивизиона 3-й мотострелковой Ямпольской краснознамённой бригады 4-го гв. танкового Кантемировского краснознамённого корпуса. К своим обязанностям относится честно и добросовестно, дисциплинированный. Свою специальность знает хорошо. Участвуя в боях за Советскую Родину, был ранен. Достоен правительственной награды - медаль «За боевые заслуги». Просматривая и анализируя информацию с наградного листа к медали «За отвагу» я узнал, что в это время прадед был наводчиком батареи артдивизиона 3-й мотострелковой Ямпольской краснознамённой бригады 4-го гв. танкового кантемировского краснознамённого корпуса. С 28 августа по 05 сентября 1943г. участвовал в боях на Воронежском фронте, где был ранен в левую голень 05.09.1943г. После выписки из госпиталя и переформирования части, 16.04.1944г. вновь попадает на 1й Украинский фронт. Гвардии старший сержант Звягин А.С. показал стойкость, мужество и отвагу. В боях в районе деревни Оцека при отражении контратаки немецкой пехоты. Орудие, где наводчиком был мой прадед, в упор на 300-400 метров расстреливало наступающую на огневую позицию пехоту и автоматчиков. Орудие прадеда уничтожило до 2-х взводов пехоты. В итоге контратака была отбита. Бои в округе Оцека (польск. Ocieka, Оцека, Острув, Повят-Ропчицко-Сендзишовский, Подкарпатское воеводство, Польша) проходили 07.08.1944г. Приказом № 22/н от 31.08.1944 г. частям 3 гв. мотострелковой Ямпольской Краснознамёной бригады Звягин А.С. был награждён медалью «За отвагу». Приказом № 25/н от 25.10.1944 г. частям 3 гв. мотострелковой Ямпольской Краснознамённой бригады Звягин А.С. был награждён орденом Красной Звезды. В наградном листе написано, что прадед находился в должности командира орудия. «В боях за городок Рымнов, деревню Рудовка Романовска орудие, которым командовал тов. Звягин А.С., уничтожило два противотанковых орудия, одну миномётную батарею, 4 пулемётные точки, 30 солдат противника. Тов. Звягин в боях показал себя смелым, стойким, преданным нашей Родине. Орудие тов. Звягина за время боевых действий безотказно работало под обстрелом противника, не прекращало вести огонь. Тов. Звягин достоин правительственной награды - ордена Красной звезды». На сайте «#Родной герой», из воспоминания гвардии лейтенанта Герберг Абрама Кельмановича, также получившего орден Красной звезды в боях за этот населенный пункт, я узнал, что бои проходили с 15 по 20 сентября 1944 года в районе населенных пунктов Пластвицы, Рудовка Романовска. На сайте «Память народа 1941-1945» я ознакомился с Журналом боевых действий 3 гв. мсбр, который описывает период с 09.09.1944 по 19.10.1944 г. и Отчетом о боевых действиях в период 09.09. - 15.10.1944 гг. Авторами этих документов были гв. полковник Леонов и гв. майор Серебрянский. Прадед в своей автобиографии от 1998 года упоминает гв. полковника Леонова. Гвардии старший сержант Звягин А.С. был демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года «О демобилизации второй очереди личного состава Красной Армии». В соответствии с Указом, демобилизации подлежали десять последующих возрастов рядового и сержантского состава (исключая войска Дальнего Востока), а также шесть категорий рядового и сержантского состава: выпускники вузов и средних технических или сельскохозяйственных училищ, работавшие до призыва учителями или преподавателями, студенты вузов, не закончившие образование в связи с призывом, получившие по три или более ранений, отслужившие в Красной Армии от 7 лет, а также женщины. Вторая очередь была демобилизована до конца 1945 года. Мой прадед участвовал в параде Победы 7 ноября 1945 года, который принимал Маршал Советского Союза Л.А. Говоров. В этом параде участвовали гвардейская Таманская мотострелковая дивизия, гвардейская Кантемировская танковая дивизия. Прошли танки (в том числе танк Т-34 № 0460, который затем установили на гранитном пьедестале перед Домом офицеров гвардейской Кантемировской танковой дивизии). На параде была показана новейшая советская экспериментальная самоходная артиллерийская установка ЗСУ-37 и проехали танки ИС-3. В 1990 году с 4 по 6 мая прадед побывал на встрече ветеранов-кантемировцев, посвященной 45-летию Великой Победы. Незадолго до этой встречи его нашел боевой товарищ Котин Евстратий Иванович. Встреча прошла в Наро-Фоминске. Прожитые годы сказались на каждом из присутствующих, ведь на фронте им было чуть за двадцать лет. Вспоминали кровопролитные сражения, грустные и весёлые эпизоды из солдатской жизни, были слёзы по погибшим товарищам. Со встречи прадед привёз фотоальбом, где есть фотографии ветеранов на фоне танка Т-34, участвовавшего в параде в ноябре 1945 года. В послевоенной гражданской жизни прадед начал трудиться в органах связи сначала мотористом на радиоузле, затем дежурным радиоузла, после окончания курсов в г. Уфа по ремонту радиоприёмников всех марок, занимался ремонтом телевизоров и другой радиоаппаратуры, затем был переведён в лабораторию старшим электромехаником, где и работал до ухода на пенсию. За время своей работы получил много поощрений, почётных грамот, медаль за доблестный труд, также был награждён значком Отличника связи Союза ССР. Более 25-ти лет избирался народным заседателем, был председателем товарищеского суда и членом городского Совета ветеранов, был участником хора Ветеранов Войны и труда. Постоянно участвовал в работе по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения: по приглашению учеников ходил на классные часы в школы и делился своими воспоминаниями. Каждый год 9 мая прадед участвовал в Парадах Победы, проходивших в нашем городе, пока позволяло здоровье. Свой последний праздник он уже смотрел по телевизору, дома. Всего в жизни гвардии старшего сержанта Звягина Александра Степановича было 63 Парада Победы. Немного хочу рассказать о семейной жизни прадеда. В 1947 году прадед женился на Догадовой Елене Михайловне. Супружеская жизнь длилась 60 лет и прервалась смертью прабабушки. В 1948 году у них родилась моя бабушка - Надежда Александровна, а в 1958 году - ещё одна дочь - Вера. От Надежды появилась моя мама - Оксана Викторовна, а от Веры - два моих дяди: Руслан и Вадим. Поколение военных в семье прадеда продолжил его внук Вадим, окончивший факультет иностранных языков Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Успешное окончание - заслуга прадедушки, на которого дядя всегда старался равняться. В настоящее время он работает в одной из воинских частей города Оренбург, в свои 31 год - в звании капитана, ему довелось поработать в разных странах мира. Является ветераном боевых действий и имеет несколько медалей, в том числе медаль Суворова. Я, правнук, учусь в шестом классе Оренбургского президентского кадетского училища. Я не знал лично прадеда, но ему посвящена моя работа, о нём будет жить память во мне и будущих поколениях. Осталась одна фотография с прадедом и прабабушкой, где они держат меня, трёхмесячного малыша, на руках и улыбаются сквозь года. Это было незадолго до их смерти, далёкий День Победы - 9 мая 2007 года. Я хочу успешно окончить Училище и дальше продолжить военное поколение своей семьи, чтобы прадедушка Саша, бабушка и мама радовались и гордились мной. «Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство», - так считал академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев. Уходят года. Вот уже исполняется 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Почти не осталось в живых участников этой войны. Но осталось поколение их детей и внуков, которые знали и жили с Победителями. Человек жив, пока жива память о нём. Мой прадед умер 12 лет назад. О своём прадеде я знаю со слов бабушки и мамы. В своей работе, исследуя боевой путь прадеда, знакомясь с автобиографией, просматривая семейные фотографии, наградные листы, приказы, боевые сводки с участием его дивизии, я узнал прадеда, как отважного, смелого, мужественного солдата, прошедшего всю войну, и как простого, доброго человека, воспитавшего достойных дочерей и внуков. При исследовании боевого пути моего прадеда через боевой путь его части, фронта и через его отдельные эпизоды жизни, мне станли ближе и понятней события тех далеких военных лет. История складывается из малых крупиц, из судеб отдельных людей, которые со временем забываются. Но важно знать, чтить и беречь память о солдатах, отдавших свою жизнь и здоровье за мирное небо для своих детей. Важно всегда помнить, какой ценой досталась Победа нашей страны. Я понял также, что смелость, смекалка, выносливость, осторожность, наблюдательность, чувство единой Родины и единого народа помогли солдатам выполнять задания на фронте, оставаться живыми и победить в этой войне. Они с уважением относились к хорошим командирам, не бросали друг друга в бою, выносили раненых на себе. Каждый солдат Великой Отечественной войны был героем – брали города, форсировали реки, погибали и выживали. Они на своих плечах несли Победу! Великая Победа осуществилась благодаря простым солдатам войны - таким, каким был мой прадед. Перечитывая его воспоминания, записанные 25 лет назад, осознаёшь, что ещё тогда он задавался вопросом: «Жестокие бои шли. Как вспомню, всё перед глазами. Как не помнить, раны тревожат, вот и вспоминаешь каждую из них. Да сейчас ещё в стране, что делается, разве за это мы жизни наши отдавали. Эх!». Сколько тягот пришлось пережить солдатам, воевавшим в 1941-1945 годах, погибшим и выжившим. Всё для того, чтобы был мир на земле, все были дома со своими близкими и родными... Для меня очень ценными оказались сведения, которые прадед сохранил и то, что я нашел в ходе своего исследования. Теперь память о своём прадедушке буду хранить я. Материалы моего исследования найдут практическое применение на тематических классных часах и при изучении темы о Великой Отечественной войне. В дальнейшем на основе боевого пути прадеда мне интересно будет продолжить исследование боевого пути его 3-ей мотострелковой Ямпольской краснознаменной бригады 4-го танкового Кантемировского краснознамённого корпуса.

Награды и заслуги

Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "За боевые заслуги"
Медаль "За отвагу"
Орден Красной Звезды
Расскажи, что нового в процессе исследования ты узнал о своём прадеде или родственнике, участвовавшем в Великой Отечественной войне/трудившемся в тылу в годы Великой Отечественной войны?
Для меня важно сохранить память о своём прадеде, участвовавшем в Великой Отечественной войне, потому что я его правнук. Я не знал его лично, но благодаря беседам с бабушками – его дочерьми и информации с сайта Министерства обороны «Память народа» прадед стал для меня «живым». Вся собранная мной информация о прадеде – это дорогая нашей семье информация, которую мы будем передавать следующим поколениям. Прадед был жизненным примером для своего внука – моего дяди, который стал военным. А для меня, кадета Оренбургского президентского кадетского училища, жизненным примером стали дядя и прадед. Я продолжаю военную династию, начатую прадедом.
Почему для тебя важно сохранить память о своём прадеде или родственнике, участвовавшем в Великой Отечественной войне/трудившемся в тылу в годы Великой Отечественной войны? Несёшь ли ты их портреты в шествии Бессмертного полка?
Я участвую в Международном общественном гражданско-патриотическом движении по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны – в шествии Бессмертного полка. В 2020 году шествие памяти «Бессмертный полк» проходило в виртуальном формате. Фотографию прадеда я разместил на сайтах «Бессмертного полка», «Дорога памяти», «Банк Памяти» от «Сбербанка» и в мини-приложении Mail.ru социальных сетях «Вконтакте» и «ОК». Также участвую в Общественной акции «Георгиевская ленточка». В 2020 году присоединился к всероссийской акции «Ура Победе!», посетил экспозицию «Подвиг народа» в Музее Победы, написал Всероссийский исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны. Участвую в училищных классных часах на темы, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне, акции «Блокадный хлеб», в интерактивной игре «Как ты знаешь историю ВОВ?», в конкурсах «Битва хоров» и «Конкурс строя и песни», посвящённые дню Победы.
Как ты считаешь, какими свойствами характера необходимо обладать, чтобы совершить подвиг во время Великой Отечественной войны? Каждый ли человек способен на подвиг?
В ноябре 2020 года я посмотрел фильм «Подольские курсанты» о подвиге курсантов пехотного и артиллерийского училищ, спешно переброшенных из подмосковного Подольска на защиту Ильинского рубежа. После просмотра фильма я прочитал документальную повесть «На Варшавском шоссе» (1979) Ивана Стрельбицкого и повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой» (1963), на основе которых был снят фильм. В повести Константина Воробьёва «Убиты под Москвой» мне близки капитан роты кремлевских курсантов – Рюмин, который имеет большой авторитет среди своих подчиненных и Алексей Ястребов – лейтенант, командир четвертого взвода. В повести Стрельбицкого мне близки командиры взводов: ст.сержант Алешкин, лейтенанты Никольский и Рыжков, полковник Г.А.Бабаков и генерал-лейтенант артиллерии И.С. Стрельбицкий. Мне близки подольские курсанты, потому что я через четыре года буду курсантом, а пока кадет. Очень интересно, оказалось сначала посмотреть фильм, а потом прочитать повести И. Стрельбицкого и К. Воробьёва.
Почему, на твой взгляд, на войне люди сознательно жертвовали жизнью, защищая Родину, бросаясь с гранатой под танки, сражаясь в окружении до последнего патрона, трудясь до изнеможения у станка? Что ими двигало?
Я думаю, что смелость, стойкость, мужество, отвага, бесстрашие в бою и преданность своей Родине были необходимы для совершения подвига во время Великой Отечественной войны. Именно эти свойства характера перечислены в наградных листах прадеда. Именно они помогли прадеду, который был наводчиком орудия - 76-мм пушки, при отражении контратаки немецкой пехоты, в упор на 300 - 400 м расстрелять наступающую на огневую позицию пехоту и автоматчиков и уничтожить до двух взводов пехоты. Орудие Звягина за время боевых действий безотказно работало под обстрелом противника и не прекращало вести огонь. Я думаю, что каждый человек способен на подвиг, если от этого будет зависеть будущее твоих детей, близких и родных.
Как ты понимаешь слова «Всё для фронта! Всё для победы!»?
Выражение "Пропавший без вести" это солдат, который отсутствует по месту службы по неизвестной причине, не вернувшийся в свою часть после боя или с задания в течение определенного времени. Это солдат отсутствующий по месту службы по неустановленной причине. В военное время на поиск или ожидание бойца отводилось 15 дней. Дальше человек признавался безвестно пропавшим. Командование части составляло донесение о потерях, где указывались все известные сведения о бойце и на основании этого в вышестоящем штабе составлялось извещение о пропавшем без вести солдате, которое направлялось по домашнему адресу семье. Для восстановления судеб безвестно пропавших нужно в первую очередь, чтобы как можно большее количество людей получили информацию о таком человеке, а для этого эту информацию нужно распространить во всех доступных для широких масс источниках и обязательно поместить такую информацию в единой базе пропавших без вести и обязательно распространить информацию о такой базе среди населения.
Как ты считаешь, можно ли приравнять тех, кто сражался на фронте к тем, кто трудился в тылу в годы Великой Отечественной войны? Обоснуй свой ответ.
Трудившиеся в тылу так же, как и солдаты во имя победы жертвовали своим здоровьем, счастьем, любовью и так же погибали, только не от взрывов, а от голода, холода, болезней. Победу ковали не только на фронте, но и в тылу. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» - справедливое выражение, потому что каждый день ВОВ на фронте и в тылу был подвигом и проявлением мужества и стойкости советских людей и верности Родине. Это был самоотверженный труд советских людей в тылу и их бескорыстная помощь фронту, когда интересам фронта была подчинена вся жизнедеятельность каждого оставшегося в тылу человека: они выпускали военную технику и оружие для фронта, собирали деньги на танковую колонну, сеяли и убирали урожай, отправляли бойцам на фронт посылки с тёплыми вещами для бойцов. Вокруг призыва «Всё для фронта! Всё для победы!» объединились люди самых различных взглядов и привычек без различия возраста и происхождения. Без сильной поддержки тыла солдаты не смогли бы воевать.
Как ты думаешь, что пришлось пережить герою твоего исследования на войне/в тылу? С какими трудностями и лишениями ему пришлось столкнуться в годы войны?
Одни люди становились предателями в жестоких условиях немецкого концлагеря, а другие перед лицом смерти до конца оставались верны Родине, зависело от внутреннего стержня человека. Лётчик Михаил Девятаев не сломался в плену, не смотря на издевательства, пытки и голод. Наоборот, он совершил два дерзких побега, один из которых оказался удачным. Я думаю, что всё зависело и от характера человека. Генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев был замучен в концлагере Маутхаузен, но остался верен Родине. Даже перед лицом смерти сильные духом люди остаются верны Родине и своим жизненным принципам.
Участвуешь ли ты в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы? Какие чувства ты испытываешь 9 мая?
Если бы я на одну минуту смог попасть в прошлое на войну, на встречу с прадедом, что бы я ему сказал? Сложный вопрос… Что он любим своими близкими и родными? Он это знает. Он знает, что ему нужно вернуться живым домой, потому что его ждут. Он знает, что ему надо победить, потому что все уходили на фронт с одной мыслью: победить и освободить свою землю от врага, они уходили на фронт по зову сердца, приписывая себе года, с мыслью, что от каждого зависит Победа. Одной минуты мало, чтобы рассказать, как и чем мы сейчас живём и чем «дышим». Я бы просто посмотрел в глаза своему прадеду, ведь взгляд может сказать больше чем слова и быть красноречивей, чем слова. В моём взгляде было бы восхищение своим прадедом и гордость за его жизнь, а ещё огромная благодарность за мою жизнь, за мирное небо и тишину… За одну минуту я бы сказал ему только одно, но это было бы главным для нас обоих: «Спасибо тебе за Победу и за нас!» А ещё обнял бы его крепко-крепко.
Какие фильмы о Великой Отечественной войне ты смотрел? Кто из героев этих фильмов наиболее близок тебе и почему?
Дети войны - это поколение, рождённых с 1928 по 1945 год, выросшие и уцелевшие в военные годы. Послевоенная пора у них тоже была суровой и жестокой. Многие из них были настоящими героями. Детей, попавших на фронт и воевавших в партизанских отрядах, называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Пионерами-героями были 56 человек, четверо из них были посмертно удостоены высшего звания Героя Советского Союза: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков и Марат Казей. Дети, жившие в тылу, работали на станках по 10-12 часов и помогали взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Выступая с концертами в госпитале, школьники как могли, поднимали фронтовикам боевой дух, вселяли веру в победу, одобряли добрым словом, писали письма бойцам, собирали для них посылки, шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые варежки, носки, шарфы.
Как ты считаешь, что нужно делать для того, чтобы события Великой Отечественной войны никогда не были забыты и не повторялись?
Спасибо Вам за наше мирное небо, за будущее, которое есть у нас благодаря Вам! Мы всегда будем помнить Ваш подвиг, всех, кто героически сражался и трудился в тылу и восстанавливал страну в послевоенные годы. Хочется пожелать Вам крепкого здоровья, благополучия, покоя и счастья в доме – простого, человеческого, теплого, светлого! Пусть Вас всегда окружает любовь, уважение и забота близких, чтобы Ваша жизнь была спокойной, счастливой и радостной! Спасибо за Мир! Спасибо за Победу! Спасибо за Жизнь! С праздником!
Пожалуйста, заполните это поле